Министерством образования и молодежной политики Свердловской области в рамках работы ЦУР были утверждены планы мероприятий («дорожные карты») на 2020–2021 годы по снижению количества поступающих обращений и сообщений по социально значимым тематикам в рамках блока «Образование» (далее – дорожная карта). В рамках реализации дорожной карты по теме «Дистанционное образование» с целью повышения информированности населения осуществляется размещение материалов о перечне оснований и порядке действий образовательной организации при принятии решения об использовании дистанционных технологий в доступном для граждан вид (далее – перечень оснований).
Что такое дистанционное образование?
Дистанционные образовательные технологии все активней используются в школах Cвердловской области. Их применение позволяет более равномерно распределить нагрузку на учеников и учителей в отдельные дни и по отдельным частям образовательного курса. Давайте разберемся с тем, что такое дистанционные технологии и как они регламентированы законом.
Федеральные законы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- Федеральный закон от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных»
- Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных правовых актов в соответствии с Законом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Таким образом, разработка образовательной программы, учебного плана, организация образовательного процесса, выбор средств обучения относятся к исключительной компетенции образовательной организации.
Согласно части 2 статьи 13 и части 2 статьи 16 Закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять при реализации образовательных программ различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Документы Министерства просвещения РФ
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 №ГД-39/04 «О направлении методичесих рекомендаций»
- Письмо Минпросвещения России от 12.10.2020 N ГД-1736/03 «О рекомендациях по использованию информационных технологий» (вместе с Рекомендациями по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году) ссылка
Порядок применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка организации, осуществляющие образовательную деятельность, доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно принимают решение о необходимости (возможности) применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» ссылка
- Методические рекомендации по использованию информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» в общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения ссылка
- Локальные акты о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ